I этап
Добыча сырья
II этап
Исследование
III этап
Технология
IV этап
Продукция

История кирпича как строительного материала

      В Библии есть упоминание о кирпиче как о строительном материале, который использовался во времена  расселения людей сразу после Великого Потопа, на заре сознательной истории человечества. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней» (Ветхий завет, Бытие, 11-3).

      Две тысячи лет тому назад римский архитектор Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» писал о том, что должен знать и делать архитектор. В 3-й главе 10-й книги он отмечает «Все это должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту».

      «Польза» — это тип здания его назначение, прочность – конструкция, материалы, из которых построено здание, красота – его формы и материалы, которые используются.

      В строительстве человек не удовлетворился утилитарными формами. Желание видеть свои творения прекрасными приводит к широкому разнообразию керамических строительных материалов.

      Расцвет строительной керамики произошел в Средней Азии во времена Железного Тимура. Монгольские воины наводили ужас на все страны Европы. А хромой Тимур избрал своей столицей Самарканд, где все было построено из глины. Бедняки жили в глиняных домах с плоскими крышами. Богатые вельможи - в кирпичных домах, утопающих в зелени. Над ними величественно возвышались дворцы, мечети и минареты. Своим величием и ослепительным блеском они поражали всех приезжих. А Самарканд называли жемчужиной Востока.

      Кирпич, который был известен уже не одно тысячелетие, здесь в умелых руках пленных мастеров из Индии и Китая превратился в творение искусства. Из кирпича строили дома, им же их и украшали. Узор, на еще влажном кирпиче, делали простым ножом: это и геометрические фигуры, и изображение растений или животных, и, обязательно, надписи на арабском и иранском языках. После нанесения узора кирпичи покрывали цветной глазурью. Чаще всего глазурь была белого или нежно-голубого цвета. Долог был путь к этому мастерству. Все кажется, очень просто. Взял кирпич, нанес узор, покрыл глазурью, защитил на века керамический черепок, создал часть мозаичного узора. Но каждая керамическая краска для сохранения своего тона требовала при обжиге определенной температуры. Поэтому разноцветные кирпичи обжигались отдельно.

      Каменное строительство Киевской Руси зародилось в Киеве уже в середине Х века. В 989-995 г.г. в Киевском детинце строится церковь Богородицы (Десятинная) - первый каменный храм на Руси. Стены церкви возведены из камня и кирпича (плинфы) по системе смешанной кладки.

      Исследователи отмечают, что примененный здесь способ кладки кирпича с «утопленным рядом», характерный для декора фасадов древнерусской архитектуры ХÍ – начала ХÍÍ в.в., в византийском зодчестве появился позже. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками - глазурованными плитками. Построенная в X веке, она свидетельствует о масштабности применения керамики на Руси. Десятинная церковь, Софиевский собор, Успенский собор Печерского монастыря, Михайловский собор и многие другие монастыри, и храмы построены с широким применением строительной керамики – кирпича (плинфы), керамической плитки (мозаики). Европа того времени не могла соперничать с Русью. Большую часть в общем объеме ремесленного производства в Киевской Руси занимало металлургическое и керамическое производство. Но из-за  татаро-монгольского нашествия только в X1V веке возобновилось строительство каменных зданий.

      Что же, собой представляет керамический кирпич, производимый на Киевской Руси? Как вековой опыт наших предков можно использовать сегодня, для создания новых керамических материалов со сроком службы в несколько веков? Эти вопросы решают специалисты НИЦ ТК ООО «Фирма Порцекс-ВРБТ».

Разработка и продвижение сайта - Studio "V7"